![]() ![]() |
||
![]() |
![]() |
|
Правила сайта | ||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() |
Сквозь время: готический стильЯ всегда твердил, что судьба - игра. Что зачем нам рыба, раз есть икра. Что готический стиль победит, как школа, как способность торчать, избежав укола. И. Бродский Достаточно услышать слово «готика», чтобы представить себе нечто ажурное и возвышенное, а между тем в эпоху Возрождения этот термин звучал приблизительно так, как звучит сейчас слово «китч». Итальянские гуманисты называли «готикой» те явления искусства, которые отступали от классических образцов Античности и были, по их мнению, варварскими, лишенными эстетического вкуса, не напрасно этот термин происходит от названия германского племени готов. Готический стиль начал развиваться приблизительно в XII веке, господствовал в храмовой архитектуре Западной Европы до XIV столетия, в XV веке активно развивался в прикладном искусстве, а также пережил своеобразный декаданс в архитектуре, получивший название «пламенеющей готики», в XVI-XVII веках был подзабыт, но… только чтобы вернуться в середине следующего века под названием «неоготика» и быть в тренде еще столетие. На этом история готического стиля не заканчивается: в наше время он по-прежнему напоминает о себе, то привнося свои черты в стиль техно, то переживая очередную юность в молодежной субкультуре. В современном интерьере готический стиль используется ограниченно, поскольку, как и античный, требует большой площади, но некоторыми элементами готики порадовать себя можно, а о том, какие для этого есть возможности, я сейчас расскажу. Пожалуй, главными и самыми узнаваемыми чертами готического стиля по праву можно назвать вытянутость, ажурность и заостренность форм. Это в равной мере касается архитектурных решений, готической скульптуры и орнамента, некоторое исключение составляет мебель, она-то как раз была тяжелой и громоздкой. 1. Материалы Основные материалы готики - природный камень, металл, стекло, кожа, дерево и глина. 2. Цвета Наиболее часто используемые цвета – черный, белый, ультрамариновый, голубой, темно-синий, цвет граната, чистые красный, синий и желтый. Помимо этого основной тон дополняют серебристые, золотистые и бронзовые элементы. Для некоторых предметов прикладного искусства актуален еще зеленый цвет. 3. Орнамент Готический орнамент использовался не только в росписи и резьбе по камню и дереву, но был архитектурным элементом. Его неотъемлемое свойство – глубокая символичность, связанная прежде всего с христианской культурой. В геометрическом орнаменте готики, в отличие от орнаментов Античности, использовались в основном криволинейные формы. Геометрический орнамент готики получил название масверк: (нем. Masswerk от Mass «мера, мерка» и Werk «работа») работа по нанесенным размерам, разметке, чертежная работа. Масверк представляет собой декоративный каркасный орнамент, основанный на сложном переплетении прямых и дугообразных линий. В масверке используются различные контурные формы, например, форма «рыбьего пузыря», как на фото слева.
Основные мотивы растительного орнамента - виноград, дуб, плющ, репейник, клевер, розы, лилии, папоротник. Особенно широко применялись двулистник и трилистник – геральдические символы, заимствованные, скорее всего у друидов. Каждый элемент имеет свое символическое значение. Трилистник (иначе трикетра, готическая розетка) представляет собой треугольник из трех дуг – это христианский символ Святой Троицы. Иногда он может выглядеть как треугольник в круге или круг в треугольнике. Этот заимствованный символ переосмыслен в духе христианства. Для древних кельтов это был символ триединости реального мира с потусторонним миром: он означал рождение, смерть и новое перерождение, непрерывность и единство жизненных циклов. Согласно преданию, Святой Патрик, принесший в Ирландию христианство, использовал трилистник в качестве наглядного примера триединства Христа - Отца-Сына - и Святого Духа. Можно сказать, что новое осмысление дополнило, а не вытеснило старое, так что трилистник стал поистине емким символом. Часто встречаются также квадрифолий (четырёхлепестковый узор) и, конечно, готическая «роза» (круг, в который вписан стилизованный цветок). Как в орнаменте, так и отдельно широко представлен готический крест («Fleuree») – это крест, в котором все четыре стороны расширяются, как лепестки цветка, этот знак символизирует взрослого, зрелого христианина. Нередко в орнаменте можно видеть флер де лис – стилизованную лилию (хотя есть версия, что это не лилия, а ирис) – символ королевской власти. В готике ее отличают острые и вытянутые очертания. Все колючие растения – чертополох, терновник - символизировали духовные испытания, или, если конкретизировать, муки Христа. Изображения этих растений можно назвать весьма реалистическими, и по мере «взросления» готики эта тенденция сохранялась. Зооморфные и антропоморфные мотивы орнамента и скульптуры отличает фантастичность. Достаточно вспомнить о знаменитых горгульях собора Парижской Богоматери. На готических барельефах присутствуют грифоны, не существующие в природе рыбы и прочие странные существа.
Широко используются мифические сюжеты и персонажи, их изображения носят характер аллегории. Например, часто применяемый в готическом орнаменте рисунок собаки, привязанной к дереву, отражает предание о корне мандрагоры. Согласно легенде, в процессе получения данного магического растения нужно привязывать к дереву собаку, которая вытянет корень. Когда это произойдет, корень закричит нечеловеческим голосом))). В готическом орнаменте применяются также предметные элементы: корабли, замки и т.д. Еще одним из характерных мотивов готического орнамента является картуш (изображение полуразвернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями свитка) с надписями или эмблемами. Нельзя не упомянуть о шрифтах в готическом стиле: их легко узнать и они настолько эффектны, что сами по себе могут служить декором, а благодаря современным графическим приложениям, эти чудеса каллиграфии доступны всем! /images/pics/entries/182676.jpg 4. Прикладное искусство В XV в. готический орнамент стал основным во многих жанрах прикладного искусства: им украшали керамическую плитку, мебель, глиняную и металлическую посуду и т.д. Общий орнамент керамической плитки часто составлялся сочетанием линий узора отдельных плиток. Во французской церковной архитектуре излюбленным декором пола был так называемый лабиринт, по которому прихожане перемешались на коленях, читая молитвы. Этот обряд имитировал паломничество, которое не всегда было возможно осуществить из-за отдаленности от святых мест. Самые известные примеры – круговые лабиринты в Шартрском и Амьенском соборах. Плитки и изразцы украшались различными орнаментальными мотивами: геометрическими, растительными, зооморфными, антропоморфными и др. Очень часто, при декоре плитки, использовали сочетание пальметок и растительных побегов, а также лилию на высоком стебле. При нанесении узора в основном использовался красный или желтый цвет, очень редко черный. /images/pics/entries/182669.jpg При декорировании гончарной посуды использовалась роспись крестиками, гравированным узором или тисненым геральдическим орнаментом. Чаще всего гончарные изделия покрывались зеленой глазурью. Готическая мебель, изначально была громоздкой: большие лавы вдоль стен, широкие кровати, увесистые сундуки.
На шкафах, кроватях, стульях встречались самые различные элементы церковной архитектуры, особенно стрельчатые арки, башни и готическая «роза».
Примерно к 15 веку мебель стала декорироваться тонкой и сложной резьбой. Эта резьба повторяла природные формы: в ней использовались тонкие сплетения, соединенные с лиственным орнаментом, а также так называемые «льняные складки», то есть орнамент, напоминающий складки ткани или туго скрученные ветви и листья растений. Еще один распространенный прием декора – гравировка в виде кожаного свитка. Мебель украшали отделкой разных цветов, причем, как и в витражах, о которых пойдет речь ниже, эти цвета могли быть насыщенными. Сундуки изготавливались из различных пород дерева и были украшены богатыми металлическими вставками. Фурнитура, главным образом бронзовая, украшала и другие виды мебели. То, что вы видите ниже, уже современная стилизация под готику.
5. Живопись Готическая живопись представлена в основном витражами и книжной графикой. Витражи – одна из отличительных черт готического стиля. Ими украшали главным образом окна храмов (вспомним готическую розу), отсюда и преимущественно религиозная тематика, хотя встречаются сцены из рыцарских времён и крестьянского быта. Цвета витражей глубокие и яркие, благодаря чему внутреннее пространство готического собора насыщено лучистым светом. C серединs XII века в красочную гамму витражей вводили сложные цвета, которые образовались путем дублирования стекол. Контуры рисунка по стеклу наносились коричневой эмалевой краской, а формы имели плоскостной характер. В средневековой книге высокого расцвета достигло искусство миниатюры. В иллюстрации с многофигурными композициями религиозного содержания включались тонко наблюденные реалистические детали: орнаменты из растительных мотивов, изображение птиц, бабочек, зверей, бытовых сцены. Особую известность получили работы французского миниатюриста Жана Пюсселя. Как и в орнаменте, встречаются звериные мотивы фантастического характера.
В целом, стиль готической книги отличают беспокойный угловатый ритм, заостренные формы, топкость извилистых линий, филигранность ажурного узора. В миниатюрах парижской школы струящиеся линии создают иллюзию движения (через несколько столетий этот подход к линии будет переосмыслен в стиле ар нуво). Готической книге придавалась декоративная нарядность с помощью рамок причудливых форм и изысканных виньеток, искусство создания которых тоже получит развитие.
Итак, к особенностям готического стиля можно отнести: • использование камня, кожи, металлической фурнитуры; • чистые цвета, а также цвет граната, аквамариновый, коричневый; • вытянутые ажурные формы; • орнамент масверк и его мотивы: трикетра, квадрифолий, форма «рыбьего пузыря»; • растительные мотивы: виноград, дуб, плющ, репейник, клевер, розы, лилии, папоротник, терновник; • религиозные и фантастические (в основном животные) мотивы. Подытоживая сказанное, хочу отметить, что иронические строки Иосифа Бродского отражают реальный ход событий: средневековое «искусство торчать» возвращается снова и снова, привнося в наш приземленный мир свою мистичность, иррациональность и особую экспрессивность, которая выражает человеческое стремление причаститься через искусство к чему-то более возвышенному. Просмотры: 16624 · Добавить в избранное · Подписаться на комментарии · Поделиться: Комментарии
Зарегистрируйтесь и (или) авторизуйтесь, чтобы добавлять комментарии. Незарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии через «В Контакте» или Facebook |
Сейчас на сайтеНовые мастер-классы
Свежие статьи
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
© 2010–2023 DCPG.RU При перепечатке материалов ссылка на источник обязательна. 0,702 |
Над сайтом работает некто загадочный. |
Помощь в продвижении — |