![]() ![]() |
||
![]() |
![]() |
|
Правила сайта | ||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() |
Сквозь время: античный стильДоброго времени суток всем любителям декупажа! Если вы заметили, в Линии «Исторические стили» с вами буду я. Итак, исторические стили, выпуск первый. АНТИЧНЫЙ СТИЛЬ В блоге Линии «Античность» эта тема уже рассматривалась Ксенией Протасовой, я же попытаюсь представить ее под несколько другим углом, тема ведь обширная. Влияние Античности на дальнейшее развитие искусства, во всяком случае европейского, трудно переоценить… все дороги ведут в Рим, поэтому при любом ретроспективном обзоре – чего бы это ни касалось, художественных стилей или скабрезного городского фольклора, – взгляд неизбежно встретится с дорической колонной. 1. Мотивы Да, вездесущее прошлое плохо заметает следы, просто эти следы не всегда для нас очевидны. Смотрите: почти у каждой из нас есть трафарет с подобным мотивом. А задумывались ли вы, из какой эпохи этот мотив и где его уместно использовать? На первый взгляд, где угодно! Вот рисунок на ткани: о, знакомая деталь! Она повсюду: на канделябрах, на карнизе! На витражах! На обоях! Вылита из бронзы! Написана маслом! Высечена из камня! Отлита из гипса!…
Что же это? Перед нами листья аканта. В средиземноморье растет такая колючая трава, напоминающая чертополох. Вырастает до двух метров, цветет белыми или пурпурными цветами, пищевого значения не имеет… зато ее эстетическое значение просто поражает! Как деталь растительного орнамента акант использовался не только в Античности, но и в последующие эпохи, мы еще встретим его в узорах Ренессанса, Классицизма, Барокко и Рококо (да и не только), правда, там он имеет слегка другие очертания, но в целом узнаваем. Есть и современные стилизации этого же растения, вот одна из них, художник Вильям Моррис… /images/pics/entries/182065.jpg Неплохая карьера для колючки, не так ли? В декупаже трафареты с акантом применяются широко, но об их стилистической уместности мало кто задумывается, например, я видела акант на боковинах шкатулки с японским мотивом. Об этом не стоило бы упоминать, но мы же с вами стремимся если не к имитации, то к последовательной стилизации, так что ради чистоты эксперимента попробуем в будущей Линии учесть такие моменты. Кроме аканта к характерным для античного стиля растительным мотивам относятся пальметта, лотос, а также ряды листьев и стилизованные завитки виноградной лозы. Пальметта представляет собой растительный орнамент в виде веерообразного листа пальмового дерева. Так украшались капители колонн, карнизы, памятные стелы и проч. Иногда пальметтой называют вертикально расположенный лист уже знакомого нам аканта или лотоса. Вот как это выглядит.
Что касается геометрических мотивов, то среди них для античного стиля характерны меандр, спираль и «водный зигзаг». Меандр стал своеобразной визитной карточкой Античности. В Малой Азии есть река очень с очень своеобразной формой русла, именно в ее честь был назван этот орнамент. Для древних римлян меандр имел символическое и даже магическое значение: его прямые углы означали мудрость и добродетель, а сам меандр – протяженность человеческой жизни. Не напрасно этим орнаментом украшали не только вазы, но и подол одежды (есть мнение, что такую одежду могли носить только люди, считавшие себя достаточно высокоморальными для этого). По другой версии, замкнутые линии меандра символизировали вечность, в которой старая сущность всякий раз сжимается, а новая – разворачивается. Наконец, согласно третьей версии, меандр – это изображение капкана для животных, которые расставляли греческие охотники. По своей конструкции капкан напоминал лабиринт, из которого невозможно выбраться: так хитроумные потомки Одиссея обеспечивали себя добычей. Как бы там ни было, «линия жизни» или «лабиринт» существует во многих вариантах, вот некоторые из них. Спираль встречается в орнаментах намного реже. Искусствоведы считают, что она не была воспринята греками как символ движения, эту роль выполнял меандр. В более поздних образцах вазописи встречаются уже не спирали, а окружности. Что касается «водного зигзага», то этот мотив тоже может случить своеобразным опознавательным знаком античного стиля: в ритмичном и лаконичном орнаменте встречаются водная и воздушная стихии. Животные мотивы и фигуры людей также присутствуют в искусстве Античности, в частности, в орнаменте встречаются изображения львов, птиц, рыб или змей, грифонов и сфинксов. Интересно, что в декоре мебели можно видеть ножки в виде звериных лап. В завершение разговора об античных орнаментах хочется отметить еще одну их особенность: многоярусность. В вазописи, где особенно много орнаментов, бордюры с геометрическим и растительным орнаментом могут соседствовать друг с другом в разных сочетаниях, а в середине размещается основной мотив. При этом выделяют чернофигурный стиль (залитые чёрным лаком фигуры на красно-коричневым фоне) и более поздний краснофигурный стиль (фигуры красно-коричневого цвета на залитом чёрным лаком фоне).
Что касается мотивов античной живописи, то, как мы все знаем, они в основном мифологические, хотя встречаются и жанровые сцены, нередко достаточно фривольные с современной точки зрения, ведь телесные удовольствия в дохристианскую эпоху не воспринимались как нечто греховное и постыдное. 2. Цвета Какие еще цвета характерны для Античности? Ответ на этот вопрос зависит от того, какую именно отрасль жизни древних греков и римлян мы будем рассматривать. Например, в декоративно-прикладном искусстве Античности преобладали белый, желтый и уже упомянутые красный и черный цвета. Сочетание золотого с черным часто используется в современных интерьерных решениях, выдержанных в античном стиле. Зато в производстве тканей ценились шафранно-желтый цвет (он использовался для праздничной одежды), пурпурный, огненно-красный, темно-синий, ярко-синий. Современные дизайнеры используют для стилизации под Античность гораздо более спокойные однотонные ткани, главным образом, белого и песочного цветов. Что ж, представления человека о себе тоже отличаются от представлений о нем окружающих, а тем более потомков. Например, древние греки раскрашивали свои статуи, а для нас они благородно белые, мы верим в эту их белизну и совершенно не желаем разочаровываться! Предлагаю вашему вниманию несколько античных статуй в реконструкции археолога Винсента Бринкмана. Никакого розыгрыша, всё совершенно серьезно. Здесь я позволю себе цитату, автора которой, к сожалению, указать не могу, но сошлюсь на источник – сайт http://ornamentklub.ru. «Понимание цвета было довольно необычно для современного человека, приученного к радуге: это переход от «яркого» (предельный случай) к белому и дальше к черному. Особняком стоял красный – единственный абстрактный и чистый цвет (кроме белого и черного), который был у Гомера. Остальные гомеровские цвета – это или неотрываемые определения (винно-красное море) или аналогии (цвета травы). Синий в этом восприятии стоял перед черным, сливался с «темным» и серым. Назвать «синей» яркую звезду было совершенно невозможно». Приведенные примеры показывают, что стилизация и тщательное следование историческим источникам очень часто дают непохожие результаты: образ эпохи в нашем сознании и ее настоящий, подкрепленный памятниками материальной культуры облик нередко разнятся до странности существенно. Что ж, такова жизнь… а каждый декоратор, заинтересовавшийся темой Античности, вправе решать, заниматься ли ему имитацией или остановится на стилизации. 3. Материалы Если в двух словах, то для искусства Античности основными материалами были мрамор, базальт, глина, галька, бронза, слоновая кость, смальта и дорогие породы дерева. Первые мозаики были выполнены из гальки, а потом появилась новая техника, которая позволила создавать более сложные, детализированные изображения. Подробнее об этом – чуть ниже, а здесь упомяну еще один материал, без которого не было бы большинства античных памятников живописи и прикладного искусства, а именно штукатурку, тем более что дальше речь пойдет о техниках, в которых она была просто необходима. 4. Техники Мой недолгий рассказ об античном стиле был бы неполным без упоминания техник мозаики и фрески. Античные мозаики отличались богатством и высоким уровнем детализации, но достигнуто это было упорными стараниями многих поколений. Чаще всего мозаикой украшали пол, причем не только в храмах и домах патрициев, но даже и в общественных зданиях. Важным толчком к развитию искусства мозаики послужил отказ от гальки в пользу нового материала. Это были тесселаи - кубики из мрамора или базальта. Кроме того, римские мозаики выкладывали из маленьких столбиков смальты (очень плотного непрозрачного стекла). Размер отдельных элементов мозаики мог варьироваться в пределах одного произведения, а по форме они были чаще всего квадратными или прямоугольными, хотя в сложных цветных мозаиках форму определяли уже изгибы рисунка. Мозаики отличались разнообразием оттенков, но чаще других можно встретить черный, белый, терракотовый и коричневый. Сейчас мозаика или ее имитация довольно широко используется в интерьерном дизайне, как и фреска. …Как вам такой рецепт? Возьмите известковую штукатурку, песок для нижних слоев и мраморную крошку для верхних, добавьте молока (!), толченого кирпича, пемзы; пеньки и соломы – по вкусу. Нанесите на стену 7 слоев смеси… готово? Теперь поверхность нужно разгладить до зеркального блеска. Не дожидаясь высыхания, распишите штукатурку красками на основе животного клея, чистой извести и яичного белка. После высыхания покройте поверхность смесью масла с растопленным воском. Срок годности – несколько тысячелетий. Как все уже поняли, речь идет о фреске. О том, насколько она была совершенна, можно говорить часами. Если мы будем рассматривать фотографии античных фресок (а кто-то, возможно, любовался ими воочию), то не увидим на них неровностей, а также наплывов штукатурки по краям, которые почему-то получили большое распространение в декупаже (в имитациях фрески). На самом деле поверхность фресок всегда ровная, зато трещины и следы плесени там имеются. Правда, мы не увидим этих следов времени на знаменитых фресках Кносского дворца, это не случайно: там они были отреставрированы, отсюда и яркий колорит. В поздней классической римской живописи виртуозность в изображении реального мира сочеталась с декоративностью. Научившись правдоподобно изображать реальный мир, античные мастера иногда доводили это умение до абсурда: примером может случить мозаичный пол в Пергамосе, исполненный мастером мозаики Созосом. Эта мозаика представляет собой «невыметенный пол», по которому разбросаны тщательно изображенные «объедки». Таким образом, искусство Античности и античный стиль в современном понимании – далеко не одно и то же. Искусство Древней Греции и Рима, развиваясь, изменялось, поэтому говорить о едином стиле можно только с большой долей условности. Что же касается того античного стиля, который используется в современном дизайне, то он имеет более определенные черты. К ним относятся: *конструктивная целесообразность; *использование орнаментальных мотивов (акант, меандр, «водный зигзаг); *материалы: мрамор, глина, бронза, дорогие породы дерева, слоновая кость, однотонные натуральные ткани; *колонны, ниши, статуи, оформление стен фресками, а пола – мозаикой, мозаичные панно; *цвета: белый, терракотовый, фисташковый, песочный, бежевый, черный (нередко в сочетании с золотистым). На этот раз всё). Комментарии с возможными уточнениями и дополнениями принимаются в любом количестве! Просмотры: 6015 · Добавить в избранное · Подписаться на комментарии · Поделиться: Комментарии
Зарегистрируйтесь и (или) авторизуйтесь, чтобы добавлять комментарии. Незарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии через «В Контакте» или Facebook |
Сейчас на сайтеНовые мастер-классы
Свежие статьи
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
© 2010–2023 DCPG.RU При перепечатке материалов ссылка на источник обязательна. 0,694 |
Над сайтом работает некто загадочный. |
Помощь в продвижении — |