Мобильная версия сайта
 
Общий раздел
 
Декупажное чтиво
 

Получить декупажные
мастер-классы на почту!




 



DCPG.ru на Pinterest

 

Немного о натюрморте

Tatiana Tau (6 мая 2014 г. в 22:00), источник: Кругосвет

Здравствуйте, дорогие жительницы сайта!!! 59.gif


Захотелось поделиться с вами одной статьей о натюрморте, чтобы рассказать немного об этом жанре изобразительного искусства.

В натюрморте вещи показаны в неподвижном состоянии, они пребывают в условном вневременном пространстве. Вещи даны как бы крупным планом, они увидены вблизи и рассмотрены в деталях. Композиция укрупняет малую «величину» вещей в натюрморте, вырывает их из обычного функционального контекста. Будучи произвольно, сознательно скомпонованный, натюрморт всегда содержит в себе некое сообщение, тайное письмо (криптограмму). Вещи превращаются в символы. Значения этих символов, содержание сообщений отличается большим разнообразием, но чаще всего носит мировоззренческий и даже философский характер. Например, некоторые «сюжеты» голландских натюрмортов 17 в. когда этот жанр достиг своей жанровой определенности и апогея.


145979.jpg

145980.jpg

145981.jpg

145982.jpg

145983.jpg

145984.jpg

145985.jpg


Один из сюжетов, получивший широкое распространение, – «ванитаз» (с латинского – «тщетность»). В натюрмортах этого вида часто присутствуют часы как символы быстротекущего, неумолимого земного времени, как эмблема преходящего земного существования. Типичным предметом часто выступает изображение черепа. Например, у Бартеля Брэйна он изображен в нише с клочком бумаги и изречением: «Ничто не защитит от смерти, поэтому живите так, как хотели бы умереть».


145978.jpg


Историческое разнообразие натюрмортов определяется тем, что они фигурируют как специфическое проявление художественных стилей и национальных школ в их исторической эволюции.


Это можно проиллюстрировать на примере русского натюрморта 18 – начала 20 вв. 18 в. характерен различными вариантами «обманок» с натуралистическим эффектом иллюзорности, например, имитацией книг для «ложных шкафов». С 1830 – отход от классицизма, поэтическое восприятие повседневного частного быта (Венецианов).

Другая линия – академический декоративный натюрморт (Хруцкий).


146005.jpg

146004.jpg

146003.jpg


Пытаясь обновиться, академизм монументализирует натюрморт (Сверчков), а салонное искусство мещанского толка идет по пути безвкусного сочетания декоративности «красивых вещей» и пестрых букетов с натурализмом в трактовке деталей (К.Маковский).


146007.jpg

145997.jpg


Реализм 19 в. отличает внимание к естественности композиций (Репин), эмоциональной трактовке вещей (Поленов), национальной характерности (Суриков), к лиризму настроения (Левитан).


145999.jpg

146002.jpg

145992.jpg

145993.jpg


Натюрмортам русских импрессионистов Коровина и Грабаря присуща «пейзажная» трактовка предметов.


145990.jpg

145986.jpg


Художникам «Голубой розы» и «Золотого руна» (Кузнецов, Сарьян, Сапунов) свойственна тяга к общим символам идеального мира и покоя.


145991.jpg

146001.jpg

146000.jpg


Представители «Бубнового валета» (Кончаловский, Машков, Лентулов и др.) под влиянием сезаннизма, кубизма и лубка стремились создавать монументальные образы вещей.


145989.jpg

145995.jpg

145994.jpg


В искусстве русского авангарда натюрморт становится удобным полем для экспериментирования. Оставаясь в рамках «архетипа» жанра, художники смело нарушают его основные каноны. Вещи выходят за свои границы и перестают быть равными себе. Они растворяются в свете и цвете, в излучении энергии, уплотняются в сгустки материи и объемов, рассыпаются на множество осколков плоскостей и граней. За этими экспериментами стоит стремление авторов выразить в своих «предметных» композициях представление об окружающем мире и собственной личности.


В 20 в. происходит размывание границ вещей внутри натюрморта и размывание границ самого жанра. Он часто сближается с пейзажем, интерьером, картиной. И наоборот, в пейзажах, портретах наблюдается тенденция к «натюрмортизации».


Характеризуя натюрморт в целом с эстетической точки зрения можно утверждать, что такие его черты, как значительность, повышение в смысловом ранге, вневременность, праздничность, героизация, экзотичность, монументальность, торжественность, пышность, динамизм и др. свидетельствуют о том, что ведущей эстетической категорией здесь выступает возвышенное, нередко сочетаемое с прекрасным и драматичным. Категории комического и трагического не характерны для этого жанра.


Евгений Басин

Средний балл: 0
Нравится

Просмотры: 6344 · Добавить в избранное · Подписаться на комментарии · Поделиться:

Комментарии

Алиса Лучинская (7 мая 2014 г. в 14:40):

Спасибо огромное за статью!

Tatiana Tau (7 мая 2014 г. в 15:27):

Спасибо за идею! Надеюсь, что статья интересная.

Татьяна Степанова (7 мая 2014 г. в 19:23):

Танюш, спасибо за интереснейшую статью!

Tatiana Tau (7 мая 2014 г. в 22:08):

Танюша, спасибо за то что зашла!!!! 33.gif

Юлия Герман (8 мая 2014 г. в 12:25):

Татьяна, спасибо за статью, с удовольствием прочитала!

Tatiana Tau (8 мая 2014 г. в 13:01):

Юлия, и Вам спасибо, что прочитали. 68.gif

Ирина Степанкина (12 мая 2014 г. в 20:04):

Все разложено по полочкам, привычно - как на лекции. И этим замечательно! Спасибо!!!

Tatiana Tau (12 мая 2014 г. в 23:08):

Ирина, спасибо, что зашли на огонек 33.gif

Татьяна Харитонова (24 мая 2014 г. в 10:52):

Спасибо большущее! Очень интересно было прочитать :)

Зарегистрируйтесь и (или) авторизуйтесь, чтобы добавлять комментарии.

Незарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии через «В Контакте» или Facebook



 

Сейчас на сайте

   Праздничный раут к 23 февраля 2021
   Приглашение на раут "Дамский каприз"
   Тематическая линия "Новогоднее настроение!" (Итоги!)
 

Новые мастер-классы

Все 1183
 

Свежие статьи

Все 252