Мобильная версия сайта
 
Общий раздел
 
Декупажное чтиво
 

Получить декупажные
мастер-классы на почту!




 



DCPG.ru на Pinterest

 

Сквозь время: античный стиль

Анита Кипрей (14 сентября 2015 г. в 19:30), источник: DCPG.ru

Доброго времени суток всем любителям декупажа!

112.gif

Если вы заметили, в Линии «Исторические стили» с вами буду я. 65.gif Задумавшись о том, что мне предстоит писать в заглавном блоге, я пришла к выводу, что буду не в состоянии вместить в него все свои скромные крупицы сведений о стилях. Поэтому я решила пойти по пути Ольги Сычевой, опубликовавшей несколько статей перед Линией «Кантри». Не знаю, надолго ли меня хватит, но попытаюсь. Я не искусствовед, и мои рассуждения неизбежно будут в лучшем случае школярскими, если не дилетантскими 47.gif , но даже несмотря на это я надеюсь быть полезной: а вдруг мои маленькие «открытия» натолкнут кого-то на интересную идею, ведь когда человек сам недавно о чем-то узнал, он рассказывает об этом особенно эмоционально))).

Итак, исторические стили, выпуск первый.

АНТИЧНЫЙ СТИЛЬ


В блоге Линии «Античность» эта тема уже рассматривалась Ксенией Протасовой, я же попытаюсь представить ее под несколько другим углом, тема ведь обширная. Влияние Античности на дальнейшее развитие искусства, во всяком случае европейского, трудно переоценить… все дороги ведут в Рим, поэтому при любом ретроспективном обзоре – чего бы это ни касалось, художественных стилей или скабрезного городского фольклора, – взгляд неизбежно встретится с дорической колонной.

1. Мотивы

Да, вездесущее прошлое плохо заметает следы, просто эти следы не всегда для нас очевидны. Смотрите: почти у каждой из нас есть трафарет с подобным мотивом.

182094.jpg


А задумывались ли вы, из какой эпохи этот мотив и где его уместно использовать? На первый взгляд, где угодно! Вот рисунок на ткани: о, знакомая деталь! Она повсюду: на канделябрах, на карнизе! На витражах! На обоях! Вылита из бронзы! Написана маслом! Высечена из камня! Отлита из гипса!…

182087.jpg 182074.jpg 182088.jpg 182086.jpg


Что же это?

Перед нами листья аканта. В средиземноморье растет такая колючая трава, напоминающая чертополох. Вырастает до двух метров, цветет белыми или пурпурными цветами, пищевого значения не имеет… зато ее эстетическое значение просто поражает!

182077.jpg

Как деталь растительного орнамента акант использовался не только в Античности, но и в последующие эпохи, мы еще встретим его в узорах Ренессанса, Классицизма, Барокко и Рококо (да и не только), правда, там он имеет слегка другие очертания, но в целом узнаваем. Есть и современные стилизации этого же растения, вот одна из них, художник Вильям Моррис…

/images/pics/entries/182065.jpg182065.jpg

Неплохая карьера для колючки, не так ли?

В декупаже трафареты с акантом применяются широко, но об их стилистической уместности мало кто задумывается, например, я видела акант на боковинах шкатулки с японским мотивом. Об этом не стоило бы упоминать, но мы же с вами стремимся если не к имитации, то к последовательной стилизации, так что ради чистоты эксперимента попробуем в будущей Линии учесть такие моменты.

Кроме аканта к характерным для античного стиля растительным мотивам относятся пальметта, лотос, а также ряды листьев и стилизованные завитки виноградной лозы. Пальметта представляет собой растительный орнамент в виде веерообразного листа пальмового дерева.

182089.jpg

Так украшались капители колонн, карнизы, памятные стелы и проч. Иногда пальметтой называют вертикально расположенный лист уже знакомого нам аканта или лотоса. Вот как это выглядит.

182093.jpg 182085.jpg

Что касается геометрических мотивов, то среди них для античного стиля характерны меандр, спираль и «водный зигзаг».

Меандр стал своеобразной визитной карточкой Античности.

182060.jpg

В Малой Азии есть река очень с очень своеобразной формой русла, именно в ее честь был назван этот орнамент. Для древних римлян меандр имел символическое и даже магическое значение: его прямые углы означали мудрость и добродетель, а сам меандр – протяженность человеческой жизни. Не напрасно этим орнаментом украшали не только вазы, но и подол одежды (есть мнение, что такую одежду могли носить только люди, считавшие себя достаточно высокоморальными для этого). По другой версии, замкнутые линии меандра символизировали вечность, в которой старая сущность всякий раз сжимается, а новая – разворачивается. Наконец, согласно третьей версии, меандр – это изображение капкана для животных, которые расставляли греческие охотники. По своей конструкции капкан напоминал лабиринт, из которого невозможно выбраться: так хитроумные потомки Одиссея обеспечивали себя добычей. Как бы там ни было, «линия жизни» или «лабиринт» существует во многих вариантах, вот некоторые из них.

182061.jpg


Спираль встречается в орнаментах намного реже. Искусствоведы считают, что она не была воспринята греками как символ движения, эту роль выполнял меандр. В более поздних образцах вазописи встречаются уже не спирали, а окружности.

Что касается «водного зигзага», то этот мотив тоже может случить своеобразным опознавательным знаком античного стиля: в ритмичном и лаконичном орнаменте встречаются водная и воздушная стихии.

182112.jpg


Животные мотивы и фигуры людей также присутствуют в искусстве Античности, в частности, в орнаменте встречаются изображения львов, птиц, рыб или змей, грифонов и сфинксов. Интересно, что в декоре мебели можно видеть ножки в виде звериных лап.

В завершение разговора об античных орнаментах хочется отметить еще одну их особенность: многоярусность.

182098.jpg

В вазописи, где особенно много орнаментов, бордюры с геометрическим и растительным орнаментом могут соседствовать друг с другом в разных сочетаниях, а в середине размещается основной мотив. При этом выделяют чернофигурный стиль (залитые чёрным лаком фигуры на красно-коричневым фоне) и более поздний краснофигурный стиль (фигуры красно-коричневого цвета на залитом чёрным лаком фоне).

182090.jpg 182092.jpg


Что касается мотивов античной живописи, то, как мы все знаем, они в основном мифологические, хотя встречаются и жанровые сцены, нередко достаточно фривольные с современной точки зрения, ведь телесные удовольствия в дохристианскую эпоху не воспринимались как нечто греховное и постыдное.

2. Цвета

Какие еще цвета характерны для Античности? Ответ на этот вопрос зависит от того, какую именно отрасль жизни древних греков и римлян мы будем рассматривать. Например, в декоративно-прикладном искусстве Античности преобладали белый, желтый и уже упомянутые красный и черный цвета. Сочетание золотого с черным часто используется в современных интерьерных решениях, выдержанных в античном стиле. Зато в производстве тканей ценились шафранно-желтый цвет (он использовался для праздничной одежды), пурпурный, огненно-красный, темно-синий, ярко-синий. Современные дизайнеры используют для стилизации под Античность гораздо более спокойные однотонные ткани, главным образом, белого и песочного цветов.

Что ж, представления человека о себе тоже отличаются от представлений о нем окружающих, а тем более потомков. Например, древние греки раскрашивали свои статуи, а для нас они благородно белые, мы верим в эту их белизну и совершенно не желаем разочаровываться! Предлагаю вашему вниманию несколько античных статуй в реконструкции археолога Винсента Бринкмана. Никакого розыгрыша, всё совершенно серьезно.

182079.jpg

182080.jpg


Здесь я позволю себе цитату, автора которой, к сожалению, указать не могу, но сошлюсь на источник – сайт http://ornamentklub.ru. «Понимание цвета было довольно необычно для современного человека, приученного к радуге: это переход от «яркого» (предельный случай) к белому и дальше к черному. Особняком стоял красный – единственный абстрактный и чистый цвет (кроме белого и черного), который был у Гомера. Остальные гомеровские цвета – это или неотрываемые определения (винно-красное море) или аналогии (цвета травы). Синий в этом восприятии стоял перед черным, сливался с «темным» и серым. Назвать «синей» яркую звезду было совершенно невозможно».

Приведенные примеры показывают, что стилизация и тщательное следование историческим источникам очень часто дают непохожие результаты: образ эпохи в нашем сознании и ее настоящий, подкрепленный памятниками материальной культуры облик нередко разнятся до странности существенно. Что ж, такова жизнь… а каждый декоратор, заинтересовавшийся темой Античности, вправе решать, заниматься ли ему имитацией или остановится на стилизации.

3. Материалы

Если в двух словах, то для искусства Античности основными материалами были мрамор, базальт, глина, галька, бронза, слоновая кость, смальта и дорогие породы дерева. Первые мозаики были выполнены из гальки, а потом появилась новая техника, которая позволила создавать более сложные, детализированные изображения. Подробнее об этом – чуть ниже, а здесь упомяну еще один материал, без которого не было бы большинства античных памятников живописи и прикладного искусства, а именно штукатурку, тем более что дальше речь пойдет о техниках, в которых она была просто необходима.

4. Техники

Мой недолгий рассказ об античном стиле был бы неполным без упоминания техник мозаики и фрески.

Античные мозаики отличались богатством и высоким уровнем детализации, но достигнуто это было упорными стараниями многих поколений. Чаще всего мозаикой украшали пол, причем не только в храмах и домах патрициев, но даже и в общественных зданиях. Важным толчком к развитию искусства мозаики послужил отказ от гальки в пользу нового материала. Это были тесселаи — кубики из мрамора или базальта. Кроме того, римские мозаики выкладывали из маленьких столбиков смальты (очень плотного непрозрачного стекла). Размер отдельных элементов мозаики мог варьироваться в пределах одного произведения, а по форме они были чаще всего квадратными или прямоугольными, хотя в сложных цветных мозаиках форму определяли уже изгибы рисунка. Мозаики отличались разнообразием оттенков, но чаще других можно встретить черный, белый, терракотовый и коричневый. Сейчас мозаика или ее имитация довольно широко используется в интерьерном дизайне, как и фреска.

182095.jpg


…Как вам такой рецепт? Возьмите известковую штукатурку, песок для нижних слоев и мраморную крошку для верхних, добавьте молока (!), толченого кирпича, пемзы; пеньки и соломы – по вкусу. Нанесите на стену 7 слоев смеси… готово? Теперь поверхность нужно разгладить до зеркального блеска. Не дожидаясь высыхания, распишите штукатурку красками на основе животного клея, чистой извести и яичного белка. После высыхания покройте поверхность смесью масла с растопленным воском. Срок годности – несколько тысячелетий.

Как все уже поняли, речь идет о фреске. О том, насколько она была совершенна, можно говорить часами. Если мы будем рассматривать фотографии античных фресок (а кто-то, возможно, любовался ими воочию), то не увидим на них неровностей, а также наплывов штукатурки по краям, которые почему-то получили большое распространение в декупаже (в имитациях фрески). На самом деле поверхность фресок всегда ровная, зато трещины и следы плесени там имеются. Правда, мы не увидим этих следов времени на знаменитых фресках Кносского дворца, это не случайно: там они были отреставрированы, отсюда и яркий колорит.

182064.jpg

182097.jpg


В поздней классической римской живописи виртуозность в изображении реального мира сочеталась с декоративностью. Научившись правдоподобно изображать реальный мир, античные мастера иногда доводили это умение до абсурда: примером может случить мозаичный пол в Пергамосе, исполненный мастером мозаики Созосом. Эта мозаика представляет собой «невыметенный пол», по которому разбросаны тщательно изображенные «объедки».

182099.jpg


Таким образом, искусство Античности и античный стиль в современном понимании – далеко не одно и то же. Искусство Древней Греции и Рима, развиваясь, изменялось, поэтому говорить о едином стиле можно только с большой долей условности. Что же касается того античного стиля, который используется в современном дизайне, то он имеет более определенные черты. К ним относятся:

*конструктивная целесообразность;

*использование орнаментальных мотивов (акант, меандр, «водный зигзаг);

*материалы: мрамор, глина, бронза, дорогие породы дерева, слоновая кость, однотонные натуральные ткани;

*колонны, ниши, статуи, оформление стен фресками, а пола – мозаикой, мозаичные панно;

*цвета: белый, терракотовый, фисташковый, песочный, бежевый, черный (нередко в сочетании с золотистым).

182096.jpg


На этот раз всё). Комментарии с возможными уточнениями и дополнениями принимаются в любом количестве!

Средний балл: 5 (1 голос)
Нравится

Просмотры: 2660 · Добавить в избранное · Подписаться на комментарии · Поделиться:

Комментарии

Светлана Королюк (14 сентября 2015 г. в 19:46):

Вот это я понимаю, Куратор (с большой буквы) сложной, но и интересной линии. 34.gif 34.gif 34.gif

Нужная информация и проделан огромный труд собрать ее в статью. 35.gif Да еще и стиль написания делает серьезный материал легкочитаемым. 35.gif Анита! 34.gif 34.gif

Спасибо! 60.gif

Анита Кипрей (14 сентября 2015 г. в 19:57):

Светик, спасибо тебе большое! 112.gif Я попыталась собрать тот минимум полезной информации, который позволил бы сделать работу в этом стиле… ну и старалась написать так, чтобы хотелось дочитать, если получилось, я очень рада! 105.gif

Светлана Бегларян (14 сентября 2015 г. в 20:08):

Вау!!Анита,ты умничка!Главное не просто скопировала с инета,а пропустив через себя даешь нам читать вариант,который написан с душой(где то даже с юмором 54.gif ).Мне вот приятнее и понятнее читать твои выводы,обобщения.Спасибо тебе,пошла дальше читать.Я еще не до конца прочла,но написать тебе не терпелось. 35.gif 34.gif 34.gif 34.gif

Анита Кипрей (14 сентября 2015 г. в 20:22):

Светочка, спасибо!!! 90.gif Просто копировать скучно))), и потом я хотела адаптировать то интересное, что находила, для наших декораторских задач, а у авторов статей об Античности задачи чаще всего совсем другие, так что источников много.

Ирина Добрева (14 сентября 2015 г. в 22:50):

Аниточка! 81.gif Это ты собираешься по всем стилям пройтись? 38.gif 85.gif 76.gif

Колосальный труд! Но такой нужный! Спасибо тебе! 33.gif С удовольствием дочитала и с огромным нетерпением буду ждать другие статьи. 55.gif

Анита Кипрей (14 сентября 2015 г. в 23:18):

Ирочка, большое спасибо!!! 91.gif Если ты считаешь, что это нужный труд, точно напишу еще. По всем стилям вряд ли пройдусь, например, о романском точно не планирую писать отдельно, но следующая серия уже в работе))). Буду стараться выбирать в основном те особенности исторических стилей, которые мы можем использовать в наших работах. 67.gif

Elena Pickard-Clark (15 сентября 2015 г. в 3:40):

90.gif Твои выкладки получились тем Божественным пинком/стимулом к действию.

Юлия Голован (15 сентября 2015 г. в 6:59):

Да , действительно труд колоссальный, спасибо большое за такую информацию!!!!

Людмила Масенкова (15 сентября 2015 г. в 8:08):

Анита , очень интересно и познавательно, а как здорово написано, спасибо большое 108.gif 108.gif 108.gif

Анита Кипрей (15 сентября 2015 г. в 10:45):

Elena Pickard-Clark пишет:
90.gif Твои выкладки получились тем Божественным пинком/стимулом к действию.

Лена, спасибочки! 112.gif Я старалась, чтобы получилась такая «шпаргалка» 54.gif , ведь просто почитать о стилях много где можно, зато те особенности, которые мы можем использовать для стилизации, собираются понемножку.

Юлия Голован пишет:
Да , действительно труд колоссальный, спасибо большое за такую информацию!!!!

Юлия, спасибо, очень приятно! 108.gif

Людмила Масенкова пишет:
Анита , очень интересно и познавательно, а как здорово написано, спасибо большое 108.gif 108.gif 108.gif

Людочка, как я рада, что тебе нравится! 108.gif Стиль намеренно почти разговорный: не могла же я позволить себе академизм там, где я не специалист, а только любитель))).

Татьяна Гиршвальд (15 сентября 2015 г. в 11:21):

Анита, написано очень просто, понятно и интересно! Спасибо! 33.gif 33.gif 33.gif

Наталья Сагдеева (15 сентября 2015 г. в 11:53):

Анита, спасибо большое! Лопатить интернет, искать информацию по крупицам, потом ее систематизировать очень лениво и скучно!!! А так, твоя статья, где все все разложено по полочкам!!!! Очень интересно написано! Еще раз спасибо! Буду ждать следующую часть!!!

Наталья Козорез (15 сентября 2015 г. в 12:09):

Вот так статья!Настоящий доклад!Очень здорово,я их(статей подобных)много читала в своё время и могу с уверенностью сказать-никакая она не дилетантская,и очень даже познавательная и полезная.А главное самообразовательная!С нетерпением жду продолжения цикла. 34.gif

Анита Кипрей (15 сентября 2015 г. в 14:23):

Таня 108.gif , Наталья 112.gif , Наташа Козорез 108.gif ! Большое спасибо за поддержку этого начинания)! 90.gif

Наталья Лосева (15 сентября 2015 г. в 15:45):

Анита, с огромным удовольствием прочитала твою статью! Большое спасибо! 33.gif Уже в предвкушении следующей 63.gif Вот что значит ответственный куратор 112.gif

Виктория Довляш (15 сентября 2015 г. в 16:21):

Прочла с интересом, новенькое узнала) Представляю сколько времени требуется на написание статьи, найти информацию, подобрать иллюстрации, обработать ее и подать нам вот в таком виде, коротко и понятно, я всегда простой язык лучше воспринимаю)). Спасибо огромное!) Жду продолжения)

Наталья Клиницкая (15 сентября 2015 г. в 19:07):

Анита! Статья мегапонятная и суперполезная! Дочитала не отрываясь, потом рванула писать. Восторг! Мне особенно по орнаментам информация пользительной была. Ты если по всем стилям напишешь (ну почти по всем), то это уже не пинок будет, а эдакий божественный пендель, 79.gif вряд ли кто после такого на ногах устоит! И поползут творить! 87.gif 96.gif 97.gif 95.gif 94.gif 98.gif 88.gif

Анита Кипрей (15 сентября 2015 г. в 21:22):

Наталья Лосева пишет:
Анита, с огромным удовольствием прочитала твою статью! Большое спасибо! 33.gif Уже в предвкушении следующей 63.gif Вот что значит ответственный куратор 112.gif

Наташа, спасибо!!!! 112.gif Следующая будет о готике, романский стиль пропускаю, как-то мало его используют в декоре, да и крепостей в последнее время не строят).

Виктория Довляш пишет:
Прочла с интересом, новенькое узнала) Представляю сколько времени требуется на написание статьи, найти информацию, подобрать иллюстрации, обработать ее и подать нам вот в таком виде, коротко и понятно, я всегда простой язык лучше воспринимаю)). Спасибо огромное!) Жду продолжения)

Вика, спасибочки! 108.gif Благодаря тому, что я взялась это писать, тоже узнала новенькое))). Например, я не знала, как растет акант и не слышала о мозаике в виде объедков. 28.gif

Наталья Клиницкая пишет:
Анита! Статья мегапонятная и суперполезная! Дочитала не отрываясь, потом рванула писать. Восторг! Мне особенно по орнаментам информация пользительной была. Ты если по всем стилям напишешь (ну почти по всем), то это уже не пинок будет, а эдакий божественный пендель, 79.gif вряд ли кто после такого на ногах устоит! И поползут творить! 87.gif 96.gif 97.gif 95.gif 94.gif 98.gif 88.gif

Наташа, спасибо!!!!!!! 112.gif Я очень надеюсь, что хотя бы 50% проголосовавших за эту Линию примут участие! Буду с нетерпением ждать!!!

Наталья Лосева (15 сентября 2015 г. в 21:49):

О, готика, это интересный стиль! Буду ждать 112.gif ! Спасибо тебе еще раз, ты большая умницы 63.gif

Ольга Авраменко (17 сентября 2015 г. в 23:37):

Анита, умничка! Так кратко, но достаточно объемно пройтись почти по всем стилям — это уже первая, обзорная часть кандидатской диссертации! 63.gif 34.gif 36.gif

Ольга Марфина (22 сентября 2015 г. в 13:46):

Анита,ты чудо!!! 91.gif С удовольствием проглатила твою статью. Очень живо и доходчиво написано. Тоже нашла для себя что то новенькое.Буду с нетерпением ждать продолжение.Спасибо тебе за такой труд!!! 34.gif 34.gif 34.gif 34.gif

Ирина Усанова (22 сентября 2015 г. в 13:55):

Большое спасибо! Необыкновенно инетерсно и познавательно!

Анита Кипрей (24 сентября 2015 г. в 10:46):

Девочки, большое спасибо, что прочитали и написали комментарии!!! 90.gif 90.gif 90.gif Очень приятно, что вы считаете эту статью полезной, я стараюсь писать с позиции человека, который хочет сделать работу в таком стиле, если что-то получается, я так рада!!!

Елена Иванькова (7 октября 2015 г. в 13:57):

Анита,огромное спасибо за проделанную работу!Очень интересно и доходчиво!!! 33.gif 91.gif Тащу в закрома)) 77.gif

Анита Кипрей (7 октября 2015 г. в 14:48):

Леночка, спасибо!!! 112.gif

Галия Честнова (9 октября 2015 г. в 11:00):

Спасибо за полезную статью. Обзор получился интересным,, информативным и, при этом, сжатым, что облегчает восприятие написанного. Узнала новое, вспомнила прочно забытое.

Зарегистрируйтесь и (или) авторизуйтесь, чтобы добавлять комментарии.

Незарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии через «В Контакте» или Facebook



Тематические линии

   Апрель: «Минимализм в техниках»
   15 апреля - 15 мая: «Пенал»
   Май: «Один цвет»
Декупажный поединок:  "Танцуют все!"
 

Новые мастер-классы

Все 1154
 

Свежие статьи

Все 242
 

Университет Декупажа: "Весенние посиделки"!



>>> Участвовать в конференции <<<