Мобильная версия сайта
 
Общий раздел
 
Декупажное чтиво
 

Получить декупажные
мастер-классы на почту!




 



DCPG.ru на Pinterest

 

Немного об орнаментах

Ирина Круткина (27 декабря 2014 г. в 16:23), источник: История орнамента

Доброе утро мои дорогие декупажницы!

С наступающим Новым годом!!!

В первый день нового года открываем очень интересную линию «Орнаменты». Вроде бы что такого – узоры, орнаменты. Но какая же красота кроется в них.

И в преддверии линии хотелось бы немного обобщить сведения об орнаментах. Дать ссылки на статьи о различных видах и стилях орнамента

Так что же такое орнамент. Орнамент — это узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов, которые могут образовывать орнаментальный ряд, или раппорт..

В зависимости от характера этих элементов орнамент подразделяется на виды, например, геометрический орнамент, растительный орнамент, антропоморфный орнамент и др. Орнамент является одним из характерных признаков художественного стиля. У каждого народа, а иногда даже отдельной его части, может быть, свой орнамент.

Виды орнаментов:



Антропоморфный орнамент

164356.jpg

Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.


Геометрический орнамент использует простейшие геометрические формы – линии, точки, круги, зигзаги, спирали, круги, ромбы, прямоугольники и др.

164357.jpg


Зооморфный орнамент – орнамент, построенный на изображении реальных или фантастических животных и птиц, а также их отдельных частей, с различной степенью стилизации.

164362.jpg


Каллиграфический орнамент состоит из отдельных букв или элементов текста, выразительных по своему рисунку и ритму.

164358.jpg


Предметный орнамент включает в себя изображения военных атрибутов, предметов быта, музыкальных инструментов, театральных масок.

164359.jpg


Природный орнамент

Главным мотивом орнамента является природа: морские волны, ореол пламени, небесные светила, в том числе солнце, луна, часто в виде серпа, звезды, молнии, элементы пейзажа.

164360.jpg


Растительный орнамент — орнамент, стилизующий элементы растительного мира и состоящий из листьев, плодов, ягод, цветов в различных сочетаниях.

164361.jpg


Сочетание орнаментов друг с другом, а также с материалом и формой предмета, образует декор, который является характерным для определенного стиля.

Стиль в искусстве различных периодов — это единство системы образов, средств и способов художественного выражения, которые сложились исторически. Орнамент, является одной, из наиболее важных, составляющих системы образов различных стилей, благодаря которым, можно безошибочно определить принадлежность произведения искусства к тому или иному стилю.





Стили орнамента

164364.jpgАмпир/франц.empire — империя/ — художественный стиль, созданный во Франции в начале XIX в., в эпоху империи Наполеона Бонапарта. Позднее распространился и в других странах. Орнамент стиля ампир во многом развивал и дополнял приемы классицизма. Однако в нем отразилась новая идея – прославление империи Наполеона. Наряду с традиционными античными орнаментами большое значение придавалось военным атрибутам – щиты, мечи, шлемы, ликторские связки, колчаны, топоры, а также эмблемам империи Наполеона – заглавная буква N, пчелы, звезды, орден Почетного легиона, императорские орлы с пучками молний. Сфинксы и фигурки египтянок напоминают о египетских походах императора. Орнамент стилистически единообразен и безупречно правилен. В отличие от классицизма, использующего светлые цвета, краски становятся яркими, насыщенными, их сочетания контрастны – красный с черным или зеленым, глубокий синий, ярко желтый, много золота.

164363.jpg

Орнаменты: Пельта — лунный щит




164365.jpgАр деко /фр. art déco буквально — декоративное искусство/ — течение в декоративном искусстве первой половины XX века, проявившееся в архитектуре, моде и живописи. Представляло собой синтез модерна и неоклассицизма. Одной из важнейших составляющих орнамента нового стиля стали геометрические фигуры — треугольники, квадраты, круги, зигзаги, спирали. Совершенно новым орнаментальным мотивом явилось изображение машин, пароходов, локомотивов, самолетов, аэростатов. По сути, ар деко символизировал философию Нового времени, в которой соединились машина и человек. Художники этой эпохи создавали неповторимый мир, в котором геометрические мотивы переплелись с живыми формами.

Структура Ар-деко основана на математической геометрии форм

164374.jpg

164375.jpg

Классические пропорции, геометрические орнаменты и роскошный декор

Ар-деко,

Стиль ар-деко





164366.jpgБарокко /итал. barocco- причудливый, странный/ — стиль в европейском искусстве XVII- XVIII веков, характеризующийся драматизмом, экспрессией, динамикой. Орнамент барокко отличается пышностью, некоторой перегруженностью и тяжеловесностью. Любовь к крупным формам, криволинейным очертаниям, насыщенным цветам и обилию деталей – основные черты этого орнамента. Он симметричен, активно использует античные мотивы, придавая им особую внушительность и выразительность. Популярны всевозможные завитки, листья аканта, картуши, раковины, гирлянды, вазы.

Барокко (итал. barocco — «порочный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca — дословно «жемчужина с пороком»)

Архитектуре барокко свойственны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм.

164376.jpg

Барокко





164373.jpgВизантийский стиль

Характерной чертой византийского искусства является причудливая роскошная узорчатость, заимствованная у персов. В византийском орнаменте осуществилось слияние эллинистических и восточных традиций. Орнамент состоял из сложных сплетений звериных мотивов, стилизованных растительных побегов, в частности виноградных лоз, трехлепестковых цветов и различных геометрических фигур. Формы утрачивают объем, становятся более плоскими. Изображения животных – птиц, грифонов, барсов на византийских тканях заключены в геометрические фигуры – круги или многоугольники. Иногда они обрамлены длинным изогнутым акантовым листом. Орнамент тканей может включать в себя и человеческие фигуры. Вообще, всевозможные сюжетные композиции – пиры, поединки и другие часто становятся мотивами орнамента. Растительные мотивы в византийском орнаменте несложны и разделяются на простейшие элементы – пальметку, полупальметку и стебель, образующие немногочисленные комбинации. Акант передавался огрубленно и в значительной мере условно. Из геометрических мотивов преобладают кресты, шести — и восьмиконечные звезды, треугольники, ромбы, зигзаги, а также мотив узла-жгута.

Элегантность формы и богатство внешнего вида – основополагающие характеристики византийского стиля.

164380.jpg

164379.jpg

164378.jpg

Византийский стиль





164367.jpgГотика/ от итал.gotico, лат.Gothi – готы/- художественный стиль в западноевропейском искусстве XII-XV вв., названный по имени германских племен – готов. Проявился прежде всего в строительстве соборов.

Орнамент готической эпохи находился под сильным влиянием архитектуры. Многочисленные переплетающиеся стрельчатые формы, напоминающие вимперги, фиалы и крестоцветы, выполнялись циркулем по строго нанесенным размерам. Возможно, поэтому в Германии этот орнамент назывался масверком, то есть работой по нанесенным размерам. Стилистически близок масверку орнамент «льняные складки», очень распространенный в готической мебели. В растительном орнаменте широко применяются местные растения – листья винограда, репейника, дуба, плюща, знакомые нам по античному орнаменту, а также клевер, роза, терновник, чертополох и папоротник. Трактовка их отличается от античной и становится более жесткой, прихотливой и колючей, что полностью соответствует готической стилистике. Широко распространен мотив трилистника и двулистника, а также лилии. Зооморфный орнамент представлен разнообразными фантастическими чудовищами, называемыми химерами и гаргульями в архитектуре, дройлери в книжной миниатюре.

Характерными элементами в дизайне интерьеров становятся стройные колонны, сложные формы сводов, ажурные орнаменты, окна в форме розы и стрельчатые своды, оконные стекла в свинцовом обрамлении, из выпуклого стекла, но без занавесей.

164382.jpg

Стиль Готика

Романский период.Готика





164368.jpgКлассицизм/нем.Klassizismus/- художественный стиль, ориентированный на формы античной классики. Классицизм как стремление к ясности и чистоте пропорций, уравновешенности и гармонии форм проявился в искусстве Франции XVII века и распространился в XVIII веке почти на все европейские страны. В орнаменте преобладают античные орнаментальные мотивы. В раннем классицизме для орнамента характерна нежность, изысканность и утонченность, равномерное чередование одинаковых мотивов. Среди меандров, нитей жемчужника, акантовых листьев, дубовых и лавровых гирлянд, перевязанных накрест лентами, появляются натуралистически трактованные цветы и ветви. В отличие от рококо они сплетаются в спокойные гирлянды, подхваченные на одинаковых расстояниях одинаковыми бантами, или гвоздями с большими шляпками, или античными букраниями (козлиными или бычьими черепами). Иногда к ним на длинных лентах подвешиваются нежные букеты, подчиненные вместе с орудиями садовника или пастушескими музыкальными инструментами тому же легкому и ясному ритму. Широко используются анималистические мотивы – львы, грифоны и др., а также треножники, лиры.

Линии стиля классицизм

Строгие повторяющиеся вертикальные и горизонтальные линии; барельеф в круглом медальоне, плавный обобщенный рисунок, симметрия

164383.jpg

классицизм





164369.jpgМаньеризм /итал. Manierismo – вычурность, манерничание / — художественный стиль в европейском искусстве конца XVI в. Отражал кризис художественных идеалов эпохи Возрождения, отличался субъективизмом, усложненностью, поверхностной экзальтацией, вычурностью. В декоративном искусстве и орнаменте – богатый и беспокойный стиль, наполненный сложной символикой и аллегорией. Считается, что начало этому стилю было положено Россо Фиорентино, который разработал в 1530-е годы огромные декоративные рамы для дворца Фонтенбло. В мощной и экспрессивной орнаментации этих рам использован орнамент strapwork из переплетающихся между собой полос с включением элементов гротеска и фантастических существ.

Впоследствии подобный орнамент получил широкое распространение через печатные издания по северной Европе, особенно в Нидерландах и Германии.

Орнамент приобрел особую популярность благодаря использованию его Россо Фиорентино в разработке огромных декоративных рам для дворца Фонтенбло в 1530-е гг. После этого он получил широкое распространение через печатные издания, а термин стал частью лексики северного орнамента маньеризма

164388.jpg

Орнамент северного маньеризма





164370.jpgМодерн / франц. moderne – новый, современный /- название художественного стиля рубежа XIX –XX вв., возникшего в противопоставление эклектике. Другие названия этого стиля – ар нуво, югендстиль, сецессион. Орнамент в стиле модерн часто играет решающую роль при создании образа произведения искусства. Он украшает все вокруг, превращая окружающий мир в сказочное, волшебное царство, наполненное красавицами и чудовищами, цветами и насекомыми, птицами и дикими зверями. Все эти образы вполне узнаваемы, подчас даже реалистичны, но при этом тонко стилизованы. Орнамент модерна эклектичен, и в то же время целостен, легко узнаваем. В нем прослеживаются кельтские, эгейские, готические, восточные черты, влияние стиля рококо, но более всего японской графики. Один из популярнейших мотивов модерна – волна, бесконечно повторяющаяся в изгибах тонких стеблей цветов, в волнообразных ритмах складок одежды, рук и волос изящных женских фигурок. Недаром символом этого стиля принято считать панно Г.Обриста «Цикламен»(или «Удар бича»).

О волшебном модерне на сайте есть прекрасная статья Екатерины Васильевой

Удар бича: стиль модерн

164391.jpg





164371.jpgРенессанс /франц. renaissance, итал. rinascimento — возрождение/ — эпоха в развитии итальянского, а затем и европейского искусства XV-XVI вв. Художники этого времени возрождали античные формы, но вкладывали в них иное содержание. Орнамент ренессанса, как и другие виды искусства, всецело связан с античностью и использует все её мотивы – овы, жемчужник, акант, меандр, гирлянды, рога изобилия, букрании, фантастических существ и др. Очень часто в орнамент включены фигурки человека, особенно пухлого младенца – «пути».

Самый популярный орнамент эпохи возрождения – гротеск. Заимствованный из стенных росписей Древнего Рима, он встречается в декоре интерьеров, станковой живописи, посуде, книжной миниатюре. В орнаменте тканей преобладают восточные черты, прежде всего пышные цветы -цветок граната, гвоздика, тюльпан, лотос.

Композиции гротесков всегда симметричны относительно оси и построены по принципу канделябра

164392.jpg

Ренессанс. Орнамент гротеск.





164372.jpgРококо/франц.rococo – вычурный, причудливый /- художественный стиль в европейском искусстве XVIII века, получивший название от орнамента рокайль. Характеризуется деструктивностью, камерностью, изысканностью, граничащей с манерностью.

В основе орнамента стиля рококо лежит рокайль/франц.rocaille — скальный/ — декоративный мотив, отдаленно напоминающий раковину, а также картуш в окружение С- и S- образных завитков, переплетенных с гирляндами, цветами и листьями. Может включать в себя фигурки купидонов, обезьян, драконов, пальм. Нередки композиции из различных атрибутов и музыкальных инструментов. Орнамент, как правило, асимметричный, тонкий, прихотливый. Цветовая гамма светлая, разбеленная с добавлением золота.

Рококо (от фр. rocaille — дробленый камень, рокайль, реже рококо) – это направление в искусстве начала восемнадцатого века, весьма утонченный и наиболее востребованный в дизайне интерьеров стиль.

164394.jpg

164395.jpg

РОКОКО (1715-1780), Франция XVIII век

Орнаменты эпохи рококо





164414.jpgРоманский стиль/от лат. Romanum — римский/ — стиль европейского искусства, связанный с античной культурой Рима. Получил распространение в X — XIII веках. Романский орнамент соединил в себе местные традиции с восточными – византийскими, иранскими, египетскими и др. Основным видом украшения были плетеные орнаменты и изображения животных. Этот орнамент весь пронизан динамикой, он не дает глазу остановиться. Основные элементы орнамента – геометрические мотивы, ленты, розетки, пальметки, стилизованные цветы, извилистые стебли с виноградными лозами, фантастические растения. Особенно популярны были изображения самых разнообразных животных, как реальных, так и фантастических, которым придавали символическое значение. Со временем орнаментальные мотивы усложняются и эволюционируют в готические формы.

Романский орнамент в рельефе

Романский стиль совершенно отверг пропорциональные каноны и формы античной архитектуры и свойственный ей арсенал орнаментально-декоративных средств. Архитектурные детали античного происхождения были сильно преобразованы и огрублены.

164400.jpg

Одной из основных отличительных особенностей романского декора являлось то, что в нем имела место полная сращенность орнаментального и изобразительного начал. Весь декор храма представлял собой гигантский орнамент, в котором все изображаемое взаимодействовало через всеобщую целостность храма, символизировавшего мироустройство.

164399.jpg

Искусство X-XII веков: Романский стиль




Ну вот так кратенько о видах и стилях орнамента. Может кому-нибудь пригодиться. Честно говоря знала, что много стилей орнаментов, но никогда так не вникала. Спасибо моему любимому сайту — заставляет учиться.

Всем добра, любви, радости и здоровья в Новом году. И , конечно, творческого настроения и прекрасных работ.

Средний балл: 5 (1 голос)
Нравится

Просмотры: 6506 · Добавить в избранное · Подписаться на комментарии · Поделиться:

Комментарии

Алиса Лучинская (27 декабря 2014 г. в 17:47):

Большое спасибо за подбор материала! Буду знать теперь, куда бежать с вопросами! 33.gif

Ирина Круткина (27 декабря 2014 г. в 17:53):

Сама учусь, благодаря сайту 88.gif 87.gif

Любовь Кальянова (27 декабря 2014 г. в 18:45):

Ирина, спасибо за такую интересную информацию! Много нового открыла для себя. И не просто много, а Очень много. Век живи — век учись, это точно. В статье все доступно изложено, и очень порадовали активные ссылки — удобно, и сам материал не перегружен, иди смотри куда тебе интересно. Забрала в избранное, буду изучать.

Татьяна Степанова (27 декабря 2014 г. в 19:37):

Ирочка, большое спасибо за статью, за такую развернутую и подробную информацию. Тут есть, над чем подумать. Не знаю, соберусь ли участвовать в линии, надо поразмыслить. Однозначно статью беру в избранное 77.gif 33.gif

Ольга Паршута (27 декабря 2014 г. в 22:37):

Ирочка, огромное спасибо, очень познавательно и интересно) Часто вопросы возникают по стилям, а статья очень кстати! 77.gif 33.gif 33.gif 33.gif

Elena Pickard-Clark (27 декабря 2014 г. в 23:49):

Ничего себе кратенько! Ира, спасибище! Такие перспективы преде началом линии открыли! Я 99% не знала.

Ирина Добрева (27 декабря 2014 г. в 23:53):

Ирочка, прекрасная статья! 34.gif Нужная и понятная! 35.gif Утащила в норку!77.gif

Виктория Довляш (28 декабря 2014 г. в 2:46):

Классная линия открывается) очень нравятся работы с орнаментом, надеюсь великий праздник новый год 85.gif не помешает мастерицам в сотворении чудесных работ по теме) Я считаю что сюда нужно сходить всем декупажникам, здесь крайне полезная информация для нас всех) Ирина, огромное Вам за это спасибо! Желаю Вам побольше активных участников и интересного кураторства)

Ирина Круткина (28 декабря 2014 г. в 16:29):

Девочки, всем спасибо за отзыв. Сама вполовину только краем уха слышала, а теперь пришло время разбираться. Когда записывалась на кураторство — представляла только красивейшие работы с узорами, но что это такая огромная тема, даже не предполагала. Тёмная совсем была. Так что давайте учиться вместе.

Ирина Круткина (28 декабря 2014 г. в 16:30):

Татьяна Степанова пишет:
Ирочка, большое спасибо за статью, за такую развернутую и подробную информацию. Тут есть, над чем подумать. Не знаю, соберусь ли участвовать в линии, надо поразмыслить. Однозначно статью беру в избранное 77.gif 33.gif

Танюш, не тороплю. Время ещё море, но работу твою ждать буду с нетерпением. 63.gif

Светлана Бегларян (28 декабря 2014 г. в 16:38):

очень вовремя Много чего узнала.Спасибо,Ирина!

Наталья Клиницкая (29 декабря 2014 г. в 15:23):

Ирина, огромное спасибо за статью! Очень полезная! 77.gif Есть повод задуматься…….

Gella (29 декабря 2014 г. в 17:44):

Интересно, спасибо!)

А куда тогда отнести кельтские орнаменты?

Ирина Круткина (29 декабря 2014 г. в 21:35):

Правда, Настя. тема орнамента так широка, что охватить её в одной статье невозможно. 66.gif У меня тоже есть вопрос, куда же отнести русский орнамент, например. У каждого народа свой орнамент — дагестанский , индийский, исламский, татарский…. Вот нашла ещё такую классификацию: Основные исторические этапы развития и становления орнамента:

Орнамент Древнего Мира

Египетский орнамент

Ассиро-Вавилонский орнамент

Древнегреческий орнамент

Этрусский орнамент

Римский орнамент

Помпейский орнамент

Китайский орнамент

Японский орнамент

Индийский орнамент

Персидский орнамент

Турецкий орнамент

Арабский орнамент

Мавританский орнамент

Византийский орнамент

Раннехристианский орнамент

Древнерусский орнамент

Исламский орнамент

Кельтский орнамент

Мусульманский орнамент

Камбоджийский орнамент

Орнамент эпохи Средневековья

Романский орнамент

Готический орнамент

Орнамент эпохи Возрождения. Ренессанс и маньеризм

Орнамент эпохи Барокко. Итальянское барокко, Фламандское барокко, «Большой стиль» (стиль Людовика XIV), Позднее барокко, Русское Барокко (Нарышкинское Барокко и Петровское барокко)

Орнамент эпохи Рококо

Орнамент «колониального» стиля в США

Орнамент эпохи Неоклассицизма: Стиль Людовика XVI — Стиль Директории)

Имперский орнамент (ампир)

Орнамент стиля Бидермайер

Орнамент эклектизма

Орнамент стиля «модерн»

Наверное научную дессертацию можно написать,.. 88.gif

Отдельная группа: Орнамент народов Северного Кавказа и Закавказья,

ещё — Орнаменты народов Восточной Европы и Средней Азии и т.д.

Ирина Круткина (29 декабря 2014 г. в 21:40):

Кому интересно девочки — Значения кельтских узоров

Татьяна Яковлева. (29 декабря 2014 г. в 21:47):

Ирочка , это клад твоя статья , спасибо огромное !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! В избранные и изучать !!!!!!!!!!!!!!! 91.gif Я три голоса поставила тебе !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Спасибо!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Ирина Круткина (30 декабря 2014 г. в 19:21):

Татьяна Яковлева. пишет:
Ирочка , это клад твоя статья , спасибо огромное !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! В избранные и изучать !!!!!!!!!!!!!!! 91.gif Я три голоса поставила тебе !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Спасибо!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

36.gif 36.gif 36.gif

Ольга Яркая (31 декабря 2014 г. в 2:14):

Ирина, спасибо! И ведь есть специалисты по всем этим загогулинам орнаментам! 85.gif

интересная и ценная информация! Поддерживаю- изучать! 106.gif 54.gif 53.gif 53.gif 53.gif

Елена Давыдова (1 января 2015 г. в 7:02):

Ирина, спасибо!!!! Очень ценная и нужная информация!

Ирина Круткина (1 января 2015 г. в 11:01):

Елена, Танечка, Оля спаасибо за отзывы. А я вот что подумала: Девочки, думаю, что знать про орнаменты надо, хотя бы немного. Но ведь линия у нас — просто «Орнаменты» и не обязательно обращаться к Истории, можно ведь придумать свой орнамент, главное, чтобы работа была гармоничной и радовала Вас и нас, конечно.

Повторюсь — Орнамент — это набор повторяющихся узоров. так, что жду Вас в линии с орнаментальными шедеврами..

Зарегистрируйтесь и (или) авторизуйтесь, чтобы добавлять комментарии.

Незарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии через «В Контакте» или Facebook



Тематические линии

   Ноябрь: «Насекомые» (итоги!)
   15 ноября - 15 декабря: «Ключница с дверцей»
   Декабрь: «Новый год»
Новогодняя игра:  «Снегурочки-декупажницы»
 

Новые мастер-классы

Все 1165
 

Свежие статьи

Все 243
 

Уроки декупажа онлайн!



>>> Участвовать в конференции <<<